antinormanist: Камен Райдер Гатак (Default)
antinormanist ([personal profile] antinormanist) wrote2010-06-03 02:10 pm

Волгоградские этюды – Каменно-Бродский монастырь или взгляд на современное народное православие

Рассказываю о посещение в сентябре 2009 года одного из семи действующих монастырей Волгоградской епархии. Информация взята из очень хорошей книги "Святые обители (Монастыри Волгоградской епархии)" (2008), но даже в ней не нашлось, к сожалению, дореволюционных фоток монастыря.

Каменно-Бродский Свято-Троицкий мужской монастырь находится в Ольховском районе Волгоградской области, около села Каменный Брод. На машине от Волгограда около 4-х часов.
Место очень живописное, со всех сторон окружено меловыми горами, от которых у монастыря есть и третье название – Белогорский. По склонам стелется можжевельник, стоят вековые дубы.

Само селение Каменный Брод было основано на берегах реки Иловли в 30-е годы XVIII века малороссийскими крестьянами. Но уже они застали существовавшие в меловых горах пещеры, где ранее жили некие пустынники. Пещеры эти окружены множеством легенд, связывающих их с именами Александра Невского и Степана Разина. Не буду эти легенды пересказывать – фактов всё равно нет, чтобы подтвердить их или опровергнуть. Время создание пещер неизвестно, археологи отмечают их схожесть с Дивногорскими монастырскими пещерами среднего Дона.

Женская обитель в этом месте была основана в начале 60-х годов XIX века, когда помещик Пётр Персидский выделил 455 десятин своей земли со старым дубовым лесом. Официально обитель утверждена в 1873 году. Громадную роль в становлении монастыря сыграла начальница общины, монахиня Афанасия (Филиппова). Сопровождалось это растянувшейся на три десятилетия судебной тяжбой Афанасии с Петром Персидским, а затем его вдовой Серафимой. Установление Афанасией в общине иноческого устава привело к тому, что часть её насельниц, из числа бывших крепостных Персидских, стали бегать жаловаться к бывшим хозяевам. Ну и экономический фактор – вопрос о разделении доходов от золотошвейства, которым занимались в обители. Из-за этой тяжбы затянулось и окончательное оформление монастыря – только в 1903 году Синод утвердил его создание.
В монастыре сначала была построена простенькая церковь иконы Богородицы "Всех скорбящих радости" – для иконы XVIII века, с покупки которой Персидским в Москве история монастыря и началась. Соборный Свято-Троицкий храм был освещён в 1895 году.
Монастырь смог просуществовать ещё 10 лет после революции, под видом "сельскохозяйственной артели усиленного труда". Затем здания передали местному колхозу, Свято-Троицкий храм в 1938 году уничтожили. В войну тут был тифозный госпиталь, после войны – машинно-тракторная станция (МТС), а с 1959 года – конезавод.
В июле 1991 года монастырь вернули церкви и он был возрождён как мужской. Окончательно земли и здания передали в 1994 году. С тех пор и идёт неспешное восстановление обители. Какие-то разовые подарки делали волгоградский предприниматель, районная администрация, Котовское отделение "ЛУКойла", регулярно средства выделяет только епархия, но в небольшом объёме. Президентских субсидий и щедрых спонсоров обитель не имеет. Это к лучшему – имена донаторов не портят пейзаж. А то даже на горе Небо в Иордании это безобразие видел!

Дорога приводит к закрытому служебному входу. Налево идёт тропа вдоль стены к меловым пещерам, направо, за углом – главный вход. Монастырская территория окружена стеной, частично сохранившейся с XIX века.
Начну всё же с пещер, как главного аттракциона этого места. Правда, перед походом туда, надо всё же зайти в монастырь – купить в церковной лавке пару свечек и благословение на съёмку, являющееся одновременно входным билетом в пещеры.

Тропа к пещерам идёт через заросший лог, есть и более крутая тропа прямо с дороги. Вход в пещеры закрывается и у него оформлена часовенка.

На площадке у неё толпилось с полусотни человек – тургруппы, пары и одиночки. Послушник брал за раз на экскурсию только 20 человек. Так что, образовалась очередь. Экскурсия продолжалась полчаса, ждать пришлось полтора часа. А люди всё подходили и подходили, похоже, место популярное.

Особых христианских чувств в толпе заметно не было, регулярно случались попытки пролезть без очереди. Вот молодая семья – оценив размеры очереди, муж предложил плюнуть на это дело, но дочка очень хотела снова посмотреть мышку – позднее выяснилось, что это она так про вырезанное в стене изображение ангела говорила. Руководительница группы паломниц сорвала на склоне какую-то травку с сиреневыми маленькими цветочками, очень сильно пахнущую – сказала, что это исуп священный, его положено класть перед иконами. Паломницы и многочисленные примкнувшие к ним женщины побежали его собирать в промышленных количествах – только крутизна склона спасла местную флору:)
С площадки открывались неплохие виды окрестных гор, за леском виднелась крыша и купол церкви – канонический вид монастыря со всех плакатов.

Сама экскурсия была довольно любопытной. Вёл её молодой послушник с неплохим чувством юмора. Он изложил монастырскую версию истории пещер. Монахи тут появились на рубеже XII-XIII веков. Ими был создан настоящий подземных город на трёх уровнях, но ныне ходы на нижние уровни завалены. Экскурсию водили по первому уровню – келья дежурного монаха, ниши для молитв и хознужд, подземная часовня.

Узкие проходы с полусводчатыми потолками, в которых едва могли разминутся пара человек. В советское время стены пещер украсили многочисленные надписи уровня "Здесь был Вася" – знакомый, возивший нас, вспоминал, что мальчишкой бывал в пионерлагере неподалеку и они постоянно бегали лазить в пещеры. Встречались и свежие надписи – послушник сказал, что пишут и сейчас, во время экскурсий.
В пещерах было прохладно (+11°) и дул лёгкий ветерок. Моя свеча погасла пару раз, после чего я перестал её снова зажигать – света хватало от свечей идущих спереди и сзади. Послушник сказал, что это знак от местных монахов, чтобы я остался – наверное, шутил.

Перед иконой в подземной часовенке стояла масса иконок и висели нательные крестики – их оставляют посетители в мольбу о чём-либо. У нас тоже один повесил свой крестик – молодой парень простонародной внешности, всё время ожидания тянувший пиво из полторашки – как раз к началу экскурсии он её докончил. По нему нельзя было сказать, что он чем-то болен или вообще испытывал какие-либо высокие чувства – наверное, просто понтов ради.
Сама монастырская территория после толкучки у пещер поразила своей пустынностью – похоже, люди забегали только в церковную лавку за благословением.

Прямо у входа, направо, у сохранившегося фрагмента изначальной стены, стоят могильные камни игуменьи Афанасии и Серафимы Персидской, которые отыскались на уничтоженном монастырском кладбище

Чуть дальше на траве лежит жернов из монастырской мельницы. На нём ныне полагается молиться – от многочисленных колен и ладоней уже образовались выемки.
Дорожка от главного входа ведёт к церкви иконы Божьей Матери "Всех скорбящих радости" (сокращённо – Скорбященская церковь) – незатейливому прямоугольнику с куполом. Но при моём посещение она была закрыта и несколько трудников вяло вели какие-то строительные работы.

Слева – обширный пустырь ос следами фундамента и крестом посреди. Тут когда-то стоял Свято-Троицкий собор.

За ним дорога приходит к братскому корпусу – одноэтажному зданию старинной кладки, в одном крыле которого и находится та самая церковная лавка. На ней висит строгое предупреждение, что самоубийц, иноверцев и некрещеных в поминальные записки не писать.

Дальше было ещё одно похожее здание старинной кладки, у дверей которого на солнышке валялся довольный жизнью котяра. Тут же обнаружились единственные, кроме меня, посетители – две семьи, привёзшие младенцев креститься. Коридор с рядами белых дверей больше всего напоминал деревенскую школу. За первой дверью была монастырская кухня – судя по вывеске, что вход на кухню только по благословению.
Открыта была только последняя дверь в небольшое помещение вроде классной комнаты, только с высоким потолком – домовая (или зимняя) Свято-Троицкая церковь. Именно там сейчас и находится та самая главная монастырская икона.
В общем, территория монастыря выглядела довольно неухожено – видно, что стройка в самом разгаре. Уже возведено несколько зданий из белого кирпича. Из такого же достраивают и стену вокруг монастыря.
Я же, по своей традиции, обошёл вокруг монастыря. Конечно, тут не было асфальтированной дорожки, как на Валдае. Так что с северной стороны пришлось карабкаться по крутым склонам меловых холмов.

С этой стороны монастырь больше всего напоминал колхозный двор – какие-то хозпостройки, бродили куры, стоял трактор.

Ныне в монастыре обитает 7 монахов. Видел парочку. Строгого представительного седобородого батюшку встретил в зимней церкви. А когда ждал у главного входа спутников, мимо прогарцевал монах в телогрейке и джинсах верхом на весьма норовистой кобылке. Женщина, с которой там разговорился, сказала, что это отец Александр, местный завхоз, что, как говорят, понимает язык животных и говорит с ними. Интересно, а с кошками он тоже говорит?
За монастырём дорога ведёт к святым источникам. Вот уж где на малолюдство сетовать нельзя было – народу тут было даже больше, чем у пещер.
Первым шёл родник с серебряной водой в овражке у сруба. К нему выстроилась длиннющая очередь людей с тарой – вплоть до мужика с 50-литровой флягой. Атмосфера позднесоветской очереди за водкой – переругивание из-за места, бабы возмущаются, а чего много набирать-то, мужики в ответ матерились.
За срубом на склоне холма имелся деревянный крест Говорят, сам Александр Невский по дороге к хану Берке поставил. По-моему, выглядел крест гораздо моложе приписываемых ему 850 лет. На тропе за крестом стояла избушка. Это второй источник, сероводородный, в него полагается окунаться. Очередь тут стояла заметно поменьше, одна из тёток возмущалась, что кто-то уже 20 минут окунается. Хорошо хоть, что тут без мата обошлось.

Чуть дальше, в небольшой рощице был овражек с третьим источником, радоновым. По меркам двух других источников, людей тут почитай и не было. В овражке имелся сруб вроде колодезного, из которого и тёк ручеёк. Воду полагалось набирать пластмассовым ковшичком, тут же была привязана и металлическая кружка.

Попробовал – лёгкий привкус, отдалённо напоминающий сероводород, но даже вкусно. Ещё в овражке имелись следы явно древнего деревянного сооружения – местные называют его "купелью Петра I". Легенда о посещение этих мест Петром прилагается – но вот тут спорить не буду, ибо как раз в этих краях царь хотел копать Волго-Донской канал.

Далее дорога выводила из овражка и вела на восток – слева шли склоны меловых холмов, справа – низина с деревьями. Дорогу украшали четыре вековых дуба. Раньше, говорят, больше было – в этом убедился, увидев обугленный "фундамент" такого великана. Разумеется, легенда рассказывала о том, что дубы сажал сам Александр Невский. Глупость, конечно – и не только потому, что у великого князя была масса иных забот, чем заниматься озеленением волжских степей. Сами дубы выглядели лет на 200-250.

Дубы являлись объектом поклонения, на ветках было привязана масса ленточек. Ну и тут и там имелись тётки, прильнувшие к дубам "подпитаться энергией". У последнего дуба застал знакомых по пещерам паломниц. Глядя со стороны, ещё раз подивился размерам дерева – 12 человек на "подзарядку" встали, не задевая друг друга!
Ну вот и весь сказ – поучительное получилась поездка.

Post a comment in response:

This account has disabled anonymous posting.
(will be screened if not on Access List)
(will be screened if not on Access List)
If you don't have an account you can create one now.
HTML doesn't work in the subject.
More info about formatting