antinormanist: Камен Райдер Гатак (Default)
antinormanist ([personal profile] antinormanist) wrote2011-10-26 02:42 pm
Entry tags:

Сирия – про оппозицию и заграницу

Да, совсем забыл в прошлый раз рассказать про оппозиционеров.

На местах протестами руководят (они так думают) координационные комитеты "революции 18 марта". Эти самые "демонстрации" теперь больше напоминают флэш-моб – быстро собраться, сняться на мобильники и быстро разбежаться по домам – выкладывать записи протестов "сирийского народа" на ютюб.

Только в пригородах Дамаска в этих комитетах не господствуют исламисты. Зато исламистов пока практически не видно среди зарубежной оппозиции.

Попытки объединить её предпринимали и Франция и Катар, но в итоге преуспели турки, правда, только с 4-й попытки.
2 октября оппозиция в Стамбуле всё же создала Национальный совет. О его поддержке заявили ряд внутренних деятелей вроде коммунистов Рияда Турка и Кадри Джамаля.
Ещё Совет даже признала целая одна страна – Ливия в лице ПНСовцев.
Возглавил Совет сорбонский профессор Б.Гальюн.

Очевидно, для зарубежной оппозиции наилучшим вариантом представляется повторение египетского сценария – отстранение Асада от власти армией при сохранении вертикали власти. Но вот армия пока на такое не согласна, а с учётом степени контроля спецслужб над армией такой вариант выглядит маловероятным.
Вообще, читая программные документы зарубежных оппозиционеров, почему-то вспоминается бессмертное "страшно далеки они от народа". Такое чувство, что пишут они про какую-то абстрактную Беларусь, а не про реальную Сирию.

В Национальный совет не вошли ведущие оппозиционные внутрисирийские интеллектуалы – они в Дамаске создали свой Координационный совет во главе с Далили и Миро (людьми, весьма близкими в Башару в первые годы его правления).
А ещё появилась и "легальная оппозиция" в виде "Народного движения".

В начале июля на "Аль-Джазире" был показан "перешедший на сторону народа" полковник ВВС Рияд Муса Асад. В сентябре он объявился в Турции, назвался уже генералом и занялся формированием "Свободной армии Сирии". Выступает он с прожектами о "бесполётной зоне" и походе на Дамаск.
Не думаю, что этот болтун имеет реальное отношения к тем, кто воюет в Сирии.
Как и многочисленные прочие суровые дядьки в камуфляже, регулярно появляющиеся на "Аль-Джазире" и "Аль-Арабии" – количество бригад сирийской армии, "перешедших на сторону народа" согласно этим телеканалам, уже многократно превысило размеры вооружённых сил Сирийской Арабской Республики.

Реально же воюют в Сирии исламисты, чьи подвиги в борьбе с "куфроохранителями" ярко расписывают исламистские веб-сайты. Конечно, среди них есть какое-то количество бывших военнослужащих сирийской армии, и какое-то количество иностранных боевиков (их отток из Ирака в Сирию фиксировали летом американцы). Но никаких сомнений, что подавляющее большинство составляют местные противники режима из числа гражданских.

Теперь – международный аспект.
То, что делают в Сирии послы США и Франции иначе чем "подстрекательство" назвать трудно. Хотя им и непросто – того же американского посла, на днях отбывшего на родину, пять раз забрасывали яйцами и помидорами в Дамаске "благодарные" сирийцы.

Позиция Турции довольно интересна. С одной стороны – явная поддержка оппозиционеров, с другой – сохранение контактов с режимом. В принципе, Турция, введя полномасштабные санкции, может просто обрушить экономику Сирии. Но пока этого не делает.
Поэтому выскажу предположение, что турецкие власти ещё колеблются и пока считают наилучшим вариантом всё же сохранение Асада у власти, при условии раздела им власти в некоторой форме со светской оппозицией.

Про тех, кто поддерживает оппозицию, писать больше не буду. Лучше о том, кто активно поддерживает Башара и как Сирия пытается действовать на внешней арене против своих врагов.

Самым опасным для Сирии был ливанский участок. И его Дамаск закрыл, активно поспособствовав созданию в июне правительства "восьмимартовцев" и фактически принудив Саада Харири к иммиграции во Францию.
Главное, глядя на события в Сирии, ливанские христиане-марониты всё больше осознают один простую истину.

Озвучил её глава маронитской церкви патриарх Рай (которого только сумасшедший заподозрит в симпатиях к дамасскому режиму) в ходе визита во Францию в сентябре 2011 г.
Режим Асада является единственным защитником религиозных меньшинств Сирии, и, прежде всего христиан.
И какой вой подняли "демократические" французские СМИ по поводу этого "недемократического" заявления патриарха! Не знаю, это надо называть подлой глупостью или глупой подлостью?

Сирийцы готовы и действовать против Турции – с августа начала резко обостряться ситуация в Турецком Курдистане. Помимо традиционных нападений боевиков КРП, стремительно набирает силу "Коалиция сообществ Курдистана" – фактически попытка создания параллельных органов власти на юго-востоке Турции.

Иран, несмотря на ряд формальных заявлений с рекомендациями "прислушаться к голосу народа", решительно поддержал Дамаск. Отложена на неопределённый срок выплата сирийского госдолга, превышающего 6 миллиардов долларов. Оказывается массированная финансовая и военная помощь. В начале июня израильтяне на основе радиоперехватов фиксируют присутствие в Сирии "кодсовцев".
Всё это понятно – в иранской ближневосточной политике Сирия играет ключевую роль. Тегеран просто не может позволить себе потерять Дамаск. Битва за Иран начинается в Сирии.

Активно поддерживает режим ливанская "Хизбалла", её бойцы участвуют в спецоперациях в Сирии.
А вот ХАМАС решил занять нейтральную позицию, так что в результате лишился трёх из четырёх своих спонсоров (Сирии, Ирана, Катара) – ничего, турецких денег им на прокорм хватит.

Каков же прогноз? Стабильно-негативный.
Ситуация для режима очень тяжёлая, но не безнадёжная. При правильной политике (претензий по этому вопросу к Башару пока нет) и изрядной доли везения – смогут удержаться.

За – мобилизация сторонников (точнее тех, кто осознал, чем их грозит приход к власти суннитской оппозиции), единство армии и спецслужб, высокое качество работы сирийских спецподразделений и спецслужб (чувствуется, что граждане не зря жалование получают)
Против – столь же заметная мобилизация противников и массированная поддержка их из-за рубежа.

Конечно, как показывает пример Йемена, режим может держаться даже в условиях неприятия его большинством населения и армии (чего в Сирии и близко нет). Но только если отсутствует серьёзное внешнее давление.
Судя по всему, именно внешний фактор становится решающим для дальнейшего развития ситуации в Сирии.
Ключевой тут является позиция двух стран, которые имеют роскошь изменить эту самую позицию – России и Турции.

И в завершении – вот вам фотография центральной площади в Хаме.

А теперь сами посудите, может ли на ней уместиться от полумиллиона до полутора миллионов демонстрантов (при населении Хамы чуть более 600 тысяч), как о том врут, не краснея, мировые СМИ.

P.S. "Когда наши придут к власти, ты так одеваться уже не посмеешь" – бросает простой дамасский таксист местной христианке в обычном западном платье.
Самое короткое и исчерпывающее изложение программы противников Асада.

P.P.S. И позволю себе привести слова верховного муфтия Сирии А. Б. Хассуна, сказанные 3 октября на похоронах сына, убитого "мирными оппозиционерами", - призыв к оппозиции "остановиться у опасной черты и не разжигать в стране напрасного кровопролития в угоду враждебным силам". Но куда уж там…

Post a comment in response:

This account has disabled anonymous posting.
(will be screened if not on Access List)
(will be screened if not on Access List)
If you don't have an account you can create one now.
HTML doesn't work in the subject.
More info about formatting