antinormanist: Ульрика Майнхоф (Майнхоф)
antinormanist ([personal profile] antinormanist) wrote2012-05-30 11:03 am

Индия Индиры: армия и гражданская власть в апреле 1971-го

Упоминал данный эпизод в рассказе по истории режима чрезвычайного положения в Индии.

Дело было в апреле 1971-го, когда Индира Ганди в первый и последний раз вызвала на заседание кабинета министров начальника штаба сухопутных сил индийской армии генерал-лейтенанта Сэма Хормусджи Фрамджи Джамшеджи Манекшава.
На заседании раздражённая Индира зачитала отчаянные письма главных министров Западного Бенгала, Ассама и Трипуры, граничивших с Восточным Пакистаном, которые описывали миллионы беженцев, пересекающих границу, поставившие их штаты на грань гуманитарной катастрофы.
Затем премьер-министр поинтересовалась, что Манекшав думает по этому поводу. Тот ответил: "Ничего". И отметил, что премьер-министр ведь не спрашивала его советов, когда приказала ПСБ, ЦРП и внешней разведке оказать содействие антипакистанскому движению в будущей Бангладеш.
"Когда в результате вы получили проблемы, вы спрашиваете меня… Что вы хотите, чтобы я сделал?".

Индира прямо сказала, что армия должна начать наступление в Восточном Пакистане. "Это означает войну" – "Я не возражаю против войны".
В ответ Сэм (парс по вероисповеданию) спросил премьера, читала ли она Библию. Министр иностранных дел Сардар Сваран Сингх поинтересовался, какое отношение Библия имеет к текущей ситуации.

Манекшав объяснил:
"Бог сказал: "да будет свет и был свет", вы же говорите: "да будет война и будет война". Вы готовы? Я точно не готов. Я скажу вам, что произойдёт. Сейчас – конец апреля.
Гималайские перевалы уже открыты и Китай может атаковать, выдвинув нам ультиматум.
Через 15-20 дней придёт муссон и в это время реки в Восточном Пакистане становятся похожими на океаны. Стоя на одном берегу, вы не увидите другого… Из-за погодных условий ВВС не смогут оказать нам поддержку и пакистанцы сокрушат меня – это первое.
Во-вторых, моя танковая дивизия – в районе Джанси-Бабина, одна пехотная – в районе Самбы, другая – в районе Секундерабада [то есть в Уттар-Прадеше, Тамилнаду и Андхра-Прадеше]. Сейчас у нас сбор урожая. Я реквизирую все машины, все грузовики, все поезда, чтобы перебросить моих солдат, и вы не сможете вывезти урожай, который просто сгниёт".

Манекшав прямо обратился к министру сельского хозяйства Фахруддину Ахмеду: "Если в стране начнётся голод, то обвинят вас". А затем сообщил, что в танковой дивизии из 187 танков сейчас на ходу только 11-ть.
Министр финансов И.Б.Чаван, давний друг Манекшава, спросил: "Сэм, почему только 11-ть?" – "Потому что ты – министр финансов. Я не первый год прошу у тебя выделить средства, но ты отвечаешь, что денег нет".
Затем Сэм обернулся к Индире: "Премьер-министр, я сейчас гарантирую поражение на все 100 %. Теперь, каков будет ваш приказ?"

Индира сидела мрачная и молчала, пока другие министры пытались оспорить Манекшава, затем распустила кабинет, сказав что соберутся снова в 4-ре дня.
[Далее происходит сцена в стиле "А вас, Штирлиц, я попрошу остаться"]
Когда Индира и Манекшав остались в кабинете одни, генерал поинтересовался: "Премьер-министр, вы хотите, чтобы прошение об отставке я подал по причине умственного расстройства или состоянию здоровья?".
Индира усмехнулась и велела Манекшаву сесть. "То, что вы сообщили мне – правда?".

Генерал отвечал: "Да. Моя обязанность – говорить Вам правду. А моя работа – воевать. Воевать, чтобы побеждать. Вы готовы? Я, несомненно, не готов. А вы подготовили всё? Вы подготовили всё в части международных отношений? Не думаю. Я знаю, что вы хотите, но если мы сделаем это в надлежащее время, то успех будет стопроцентный. Но я требую свободы рук. Должен быть один командир. Я не смогу работать под командованием ПСБ, ЦРП или ещё кого-нибудь. Никто не должен мне советовать, что делать, я готов выслушать инструкции только высшего политического руководителя… Теперь, решайте".
Индира ответила: "Хорошо, Сэм, никто не будет вам мешать. Вы – в команде. Вы ведь знаете, что я хочу?"
Сэм ответил на намёк премьера: "Спасибо. Я гарантирую, что вы получите то, что мы все желаем".
Пересказ по Leadership Field Marshal Sam Manekshaw by Maj. Gen. Shubhi Sood, SDS publishers, pp147

Впереди были 8 месяцев напряжённой работы, которые приведут в декабре 1971-го к самому блестящему блицкригу в истории войн XX века.
Ну а генералу Манекшаву Индира предложила отправиться в Дакку принимать капитуляцию пакистанцев, которую обеспечил начальник штаба Восточного командования генерал Джейкоб. Манекшав ответил, что он может отправиться принимать капитуляцию только всей пакистанской армии – и отправил главу Восточного командования генерала Арору.

P.S. Ещё один шикарный эпизод приключился во время одного из военных брифингов у Индиры в самом конце войны. Премьер предложила Манекшаву выпить виски, на что Сэм ответил: "Это любимая марка Яхьи [тогдашний президент Пакистана] и мне почему-то кажется, что столько, сколько он сейчас пьёт, я выпить не смогу" :)

Post a comment in response:

This account has disabled anonymous posting.
(will be screened if not on Access List)
(will be screened if not on Access List)
If you don't have an account you can create one now.
HTML doesn't work in the subject.
More info about formatting