antinormanist: Камен Райдер Гатак (Default)
antinormanist ([personal profile] antinormanist) wrote2013-02-01 10:55 am

Собирание земель индийских/Индия Португальская – глава шестая и эпилог

Молниеносная война закончилась.

Местное население Гоа активно сотрудничало с армией, указывая расположение португальских минных полей и броды через реки.
Индийские сотрудники "Бюро развития Гоа" (местного "министерства экономки") утром 19-го, увидев входивших в Панджим индийских солдат, первым делом повалили бюст Салазара, установленный перед зданием их ведомства.

Надо заметить, что и в рядах индийских сил, освобождавших Гоа, было немало гоянцев, перебравшихся в Индию после независимости. Так, налётом на аэропорт Даболим командовал лейтенант ВВС Пинту де Росариу, а войсками, наступавшими с юга, - бригадир Терри Баррету. Вплоть до индийского парашютиста, охранявшего пленных, в котором португальский прапорщик узнал своего соседа, с которым они вместе бегали в школу.

В марте 1962-го Португальская Индия официально вошла в состав Индии.
В 1963-м Гоа, Диу и Даман стали союзной территорией, были проведены выборы в первую Законодательную ассамблею. В январе 1967-го жители Гоа проголосовали на референдуме против вхождения в состав штата Махараштра.
В 1987-м Гоа стал штатом Индии, а Диу и Даман продолжали существование в роли союзной территории.

19-го декабря 1961-го Радио Лиссабона и газеты сообщали об ожесточённых боях в Гоа, выражая уверенность, что Португалия победит. По Авениде Свободы шествовали многочисленные толпы во главе со священниками, скандируя "Фатимская Дама, даруй нам месть!". Эта патриотическая истерика весьма впечатляла иностранных журналистов, работавших в Португалии.
И только студенты из Гоа, учившиеся в португальских вузах, купив портвейна в ближайших лавках, тихо праздновали, запершись в своих комнатах в общежитиях.

Португалия незамедлительно разорвала дипотношения с Индией, после известия о падении Гоа страна погрузилась в траур.
После обеда 20 декабря Салазар дал большое интервью корреспонденты "Фигаро" и снова подчеркнул: "Никаких переговоров об отказе от каких-либо территорий нашей страны не будет". Онутверждал, что Неру одержал военную победу, но потерпел сокрушительное моральное поражение. Атака на Гоа доказывает захватнические устремление Индии, так что её соседям (Пакистану, Цейлону, Непалу, Бутану) следует быть настороже. Более того, обширная индийская диаспора в Африке и активное участие в миротворческих операциях ООН в Конго доказывают надежды Индии однажды занять место белых людей в Африке.
Не менее резко Салазар высказался по поводу ООН, НАТО и западных союзников. "Объединённые Нации не более, чем поле для демагогии". Салазар публично сообщил о британском "нет" 11 декабря. И даже пригрозил (единственный раз!) закрыть базу НАТО на Азорах.

Вплоть до апрельской революции делегаты от "временно оккупированной" заморской провинции заседали в португальском парламенте. Только 31 декабря 1974-го был подписан мирный договор, по которому Португалия признала потерю Гоа.

18 декабря 1961 года США внесли в Совбез ООН резолюцию о немедленном прекращение огня и отводе войск на исходные позиции, но СССР наложил вето.
В общем, Запад реагировал довольно вяло, ограничившись сожалениями, что Индия прибегла к силе. А в кулуарах американские дипломаты прямо говорили, что хорошо, что всё так быстро закончилось и без лишних жертв – вот бы все международные конфликты так решались.
Показательна позиция римского папы, практически сразу передавшего церковь Гоа в подчинение католическому кардиналу Индии.

В Чёрной Африке индийская операция была встречена с бурным воодушевлением. "Португальские мясники наконец-то получили по заслугам!"

Португальским военноплённым пришлось задержаться в плену на полгода из-за "глупого упрямства Лиссабона" (слова одного португальского офицера). Португалия требовала, чтобы военнопленных вывозила португальская авиакомпания, Индия соглашалась только на нейтральную.
В итоге, в мае 1962-го португальцы были перевезены французскими самолётами в Карачи, откуда направились на родину морем. 20 мая под покровом ночи они прибыли в Лиссабон.

Встречали их отнюдь не цветами, все бывшие военнопленные были незамедлительно взяты под стражу военной полицией, по каждому случаю проведено дотошное следствие (сильно напоминает "фильтрацию" освобождённых советских военнопленных в годы Великой Отечественной).
Никакой официальной информации о пленных не публиковалось, комиссия во главе с генералом Давидом душ Сантушем работала 10 месяцев.

22 марта 1963-го португальские газеты опубликовали декрет президента Америку Томаша, где сообщалось, что "сопротивление могло и должно было быть гораздо сильнее, чем показанная имитация войны. Португальская история, исключительный героизм, что всегда демонстрировали португальцы в Индии, требовал, разумеется, большего". Вассалу и 11 других старших офицеров (включая командира "Альбукерке") были лишены званий и наград, и отправлены в вечную ссылку в колонии (смертной казни в салазаровской Португалии не было), ещё 9 офицеров после 6-месячного заключения понижены в звании и отправлены служить в колонии.
После ухода Салазара новый премьер-министр Марселу Каэтану отказался их помиловать: "С военной точки зрения Гоа не мог противостоять индийской армии. Но у него был гарнизон, который должен был достойно встретить вторжение и с честью защищать наш флаг… Но не было никакого сопротивления, достойного упоминания. И офицеры, позволившие попасть в плен без боя, не могут быть прощены".
Вернуться на родину они смогли только после "революции гвоздик" в 1974-м. 9 декабря 1974-го все они были реабилитированы декретом президента Кошты Гомеша.

А ещё португальское правительство назначило награды в десятки тысяч долларов за похищение и доставку в Португалию индийских политиков и страших офицеров, организовавших и осуществивших захват Гоа. Желающих не нашлось :)

Каковы же итоги? Помимо очевидного – присоединения Гоа, Диу и Дамана к Индии?
"Маленькая победоносная война" добавила Конгрессу немало голосов на выборах в начале 1962-го, позволив уверенно победить.
На международной арене действия Индии навсегда похоронили имидж "страны, живущей по принципам Великого Махатмы". Ничего более противоречащего им, чем решение международного спора силовым путём, и придумать было нельзя.
Лёгкость военной победы (при условии, что "до" дело казалось сложным) создало у индийского политического руководства неадекватное представление о мощи и возможностях собственной армии. Что привело к негибкости при переговорах с КНР в 1962-м, итогом чего и стала война в Гималаях.

Для Португалии противостояние с Индией из-за Гоа стало прелюдией к эстетически великолепной, но обрекшей страну на национальную катастрофу 1974-го "Заморской войне" в попытке удержать африканские владения. Как и обещал Салазар в своей речи по вопросу Гоа в парламенте 3 января 1962-го: "Это не конец, а только начало"...